ГОУ СОШ № 1262 им. А.Н. Островского
9 класс
Урок русского языка. (Урок развития речи.)
Учитель: Ольга Витальевна Куницына
Повторение. Стили речи.
Цели:
- обобщить знания учащихся о стилях речи, закрепить умения учащихся определять стиль речи, пользоваться средствами языка в соответствии с требованиями стиля:
- развивать умение точного словоупотребления;
- способствовать формированию коммуникативной компетенции учащихся.
Ход урока:
I. Введение в проблему урока
- Итак, начнем урок русского языка. И сегодня нам снова предстоит делать открытия. Ушинский назвал его даром слова, или даром речи. То, что нам дано в дар, и будет предметом нашего исследования на этом уроке.
Что это будет конкретно, вы постарайтесь определить сами. А для этого попробуйте себя в роли литературных переводчиков.
- Перед вами фрагмент текста, в котором некоторые фразы оказались не переведены.
Используя свои знания в английском языке, передайте общий смысл высказывания.
Муж за обедом в непринужденной беседе спросил жену:
- Дорогая, чем ты сегодня занималась?
Жена ответила:
- In the first half of the day I have properly produced a quik renew in the living room and in the special room for cooking.
- Перевод этих же предложений сделал и компьютерный переводчик. И у него получился несколько иной перевод, хотя он пользовался тем же словарем. Послушайте, что у него получилось:
В первой половине дня в быстром темпе я обеспечила восстановление надлежащего порядка в жилом помещении, а также в специальном помещении, предназначенном для приготовления пищи.
- Почему вы улыбаетесь? А некоторые пребывают в каком-то недоуме6нии. Вам что-то не понравилось в этом переводе. Что именно? (бытовая ситуация требует простого обыденного языка)
- Вот видите, оказывается, у вас действительно есть дар, языковое чутье, которого нет у компьютера. Это чутье вы с успехом сейчас продемонстрировали. А какие знания вам помогли уместно употребить слова?
- Думаю, вы догадались, что будет предметом нашего исследования на уроке? Это стили речи (запись в тетради).
II. Обобщение теоретических знаний по теме:
- Будем дальше проверять, насколько вы владеете способностью чувствовать стиль в той или иной речевой ситуации.
Работать вы будете в группах. Каждой будет дана определенная ситуация. Ваша задача – попытаться определить стиль, уместный в данной ситуации и описать правила, которых нужно придерживаться для построения высказывания в этой ситуации. Помощником будет раздаточный материал №1 с направляющими вопросами. У вас 2 минуты.
Ситуация 1.
Вам нужно рассказать друзьям о вашем участии в соревнованиях по мини-футболу.
Ситуация 2.
Корреспондент канала «ОРТ» ведет репортаж с открытия интеллектуальных игр молодежи.
Ситуация 3.
На конференции микробиологов ученый делает сообщение о результатах своего исследования.
Ситуация 4.
Заведующий производством проводит инвентаризацию товара и готовит отчет для директора.
Ситуация 5.
Поэт пишет торжественное стихотворение, посвященное памяти великого земляка.
- Проверим, какие результаты у вас получились. …Обратите внимание на слайд и укажите, какие стилевые черты вы увидели в вашем отрывке.
Каждый стиль имеет и свои языковые особенности. Посмотрите на слайд, определите стиль в каждом случае.
- Вы доказали, что не только обладаете языковым чутьем, но и знаниями по стилистике. Однако их необходимо постоянно совершенствовать.
III. Этап отработки способа (тренировочные упражнения):
- Человек с развитой речью умеет сразу почувствовать слово, которое выпадает из стиля. Я вам хочу предложить потренировать свое чувство языка.
Перед вами стилистические задачи. Прочитайте ситуацию и определите нарушения, которые допустили люди в этих речевых ситуациях. Подумайте, как их исправить.
Задача 1.
Воспитатель детского сада, обращаясь к детям, говорит: «Для игр выносим на площадку атрибуты: санки, скакалки, шапочки»
Задача 2.
Из отчета милиции:
«Обвиняемый в преступлении гражданин Петро в содеянном раскаялся, слезно умолял простить его»
Задача 3.
В химической лаборатории:
«При проведении опыта мы малость добавили фенолфталеин, чтобы обнаружить щелочную реакцию».
(Если не учтена стилистическая окраска слова, в речи возникает неуместный комизм).
- А теперь самостоятельно решите стилистические задачи, а для этого:
- Определите РС и стиль, необходимый в данной ситуации.
- Найдите слово, «выпадающее» из стиля, подчеркните его
- Найдите лексическую замену и запишите исправленный вариант.
- Перед выполнением заданий, оцените свои силы. Если вы уверены в ваших знаниях по стилистике, поставьте на полях !!!, и тогда вы получите за самостоятельную работу оценку. Если вы хотите просто потренироваться, поставьте ???.
- А вот еще одна задача для коллективного обсуждения:
Зарвавшийся беспризорный понял всю беспочвенность своих претензий и отстал.
- Вы удивитесь, но эта фраза принадлежит перу авторов знаменитых «12» стульев Ильфа и Петрова. У них было потрясающее чувство языка. Они тонко чувствовали стилистическое несоответствие. Но тогда почему его допустили? Как вы думаете?
(Добились иронического осмысления речи, это авторскогая насмешка. Специальный прием создания смешного)
- Человек, который мастерски владеет речью, может намеренно использовать игру слов, основанную на стилистическом смешении, чтобы сделать речь выразительной, юмористической.
- Попробуйте и вы создать такие юмористические выразительные высказывания:
Мужчина, наклонившись к плачущему малышу, участливо спросил:
- Почему ты плачешь?
(О-Д по какому вопросу
Публиц. Что явилось побудительной причиной для плача?
Науч. По какой причине вы выделяете жидкость из слезных желез?)
IV. Рефлексия:
- Сегодня на уроке мы осмысливали закономерности соответствия речевой ситуации и стиля. Как расширились ваши представления о своих языковых возможностях? О возможностях нашего языка? Ответьте на эти вопросы в форме сочинения-рассуждения. Стиль работы определите сами.
V. Домашнее задание:
- Учитывая проявленный интерес к изучению стилей, предлагаю вам поучаствовать в творческом проекте «Вечер пародистов» Каждый из вас станет участником этого конкурса, а для этого нужно предложенный текст сделать юмористическим.
|