Главная arrow События arrow События в школе arrow Мои впечатления о Всероссийской олимпиаде по истории. (2004г.)
Thursday, 18 April 2024
Главное меню
Статистика

Победитель
I Всероссийского конкурса
в абсолютной номинации
«Лучший школьный сайт
2007-2008»




Городской центр профессионального развития

Блог школьного Всезнайки

Видеоуроки по самым разным направлениям работы в Adobe Photoshop



Время: 03:22
ВСЕГО -
Пользователей:
15161
Статей: 1599
Ссылок: 51


 
Web На сайте школы 1262
Главная ФОТОальбом Ссылки Поиск Форум Контакты

Мои впечатления о Всероссийской олимпиаде по истории. (2004г.) Версия для печати
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
Saturday, 26 February 2005

Даниил Энгельс, 9-б класс.

            В этом году я принимал участие в нескольких олимпиадах, и по двум предметам - истории и географии - я занял на городских олимпиадах места, позволяющие пройти в заключительный тур – на Всероссийскую олимпиаду. До определённого момента я готовился к обеим олимпиадам одновременно, посещая соответствующие лекции и нередко пропуская школу (да простят меня учителя!).  Но когда оказалось, что олимпиады будут проходить в одно и то же время в разных городах, я выбрал историю. С одной стороны, я считаю себя «невеликим» географом, с другой стороны, историей я интересуюсь очень давно. На это, очевидно, повлиял тот факт, что мой папа - историк, и надо признать,  его роль в моей победе, как и вообще в некотором моём знании истории,  является  решающей, хотя и усилия нашего учителя истории, Колесина Владимира Георгиевича, преподающего в нашем классе уже девять лет, не прошли даром.

Подготовка к исторической олимпиаде длилась примерно два месяца, а в последние дни она была особенно интенсивной. Довольно часто я посещал организованные специально  для участников олимпиады занятия, а по вечерам за дело брался мой папа и пытался объяснить какую-нибудь проблемную тему со ссылками на труды великих историков. Хуже всего я знал историю допетровской Руси, и повторение иногда превращалось в изучение материала, в том числе по вузовским учебникам, так что труда было положено немало.

Финал Всероссийской олимпиады проходил в Казани.  Провожая меня на вокзале, папа просил, чтобы я занял какое-нибудь призовое место и не уронил чести семьи и школы.

Олимпиада проходила в три тура. Вначале был предложен тест, который состоял из вопросов по всей истории России. Как правило, это были вопросы на знания фактов. Например, анализируя ряды дат, имён или событий, надо было установить, по какому принципу они построены. Во втором туре надо было работать над документами – расположить  их в хронологической последовательности, вставить пропущенные термины, анализировать данные. В финал - третий тур - от девятых классов прошли пять человек (из примерно пятидесяти участников), и одним из них был я. Этот тур предполагал составление сочинения и его презентацию. На выбор были даны 15 тем – высказываний известных историков, например:

·         «Екатерина не дала народу свободы и просвещения, потому что такие вещи не даются пожалованием…» (В.О.Ключевский)

·         «Что сделали якобинцы в отношении к республикам, то Павел сделал в отношении к самодержавию: заставил ненавидеть злоупотребления оного» (Н.М.Карамзин)

·         Восстание декабристов – «вооруженная критика на «Историю государства Российского» Карамзина (мнение Ю.М.Лотмана)

·         «Главная, принципиальная особенность избирательного закона 3 июня 1907 г. состояла в бонапартизме… Закон не позволял создать в Думе одно большинство. Это был запланированный результат» (А.Я.Аврех)

Я выбрал следующую тему:  «Есть и всегда будут и апологеты Петра Первогоные отрицатели. Он либо антихрист, либо кумир» (А. М. Панченко).

Этот тур понравился мне больше всего. На нём каждый участник мог использовать своё превосходство именно в тех областях истории, в которых он лучше разбирался. Жюри, состоящее из уважаемых историков-педагогов, правда, преимущественно из Казани, внимательно выслушало презентации и обещало объявить результаты на следующий день, во время торжественного закрытия олимпиады. В итоге мне было присуждено второе место среди 9 классов. Учитывая, что это - 2 место по России, его можно считать большим успехом, хотя, как говорят англичане, The proof of the pudding is in the eating (аппетит приходит во время еды).  После второго тура я по очкам опережал всех конкурентов, в третьем туре я «выложился» полностью, и поэтому в душе хочется надеяться, что судьи, отправив первое место в г.Сургут, руководствовались в том числе и какими-то политическими соображениями. Впрочем, олимпиада – это спортивное состязание, а в спорте даже при очевидном пенальти принято кричать «Судью на мыло».

            Единственное, что смутило меня на олимпиаде – явное покровительство  местным школьникам, попытка помочь им занять призовые места.  На некоторые вопросы первых двух туров могли ответить только жители Казани. Например, был вопрос о Казанском Университете,  где предлагалось  выбрать из списка учёных тех, чья деятельность связана с местным университетом (Очевидно, это известные в своих кругах люди). И подобный вопрос не был единственным. Некоторым утешением всем остальным участникам были низкие результаты казанских школьников. Остаётся пожелать им в следующий раз побольше «вкалывать» и не надеяться, как говорят спортсмены, на фактор своего поля.

Конечно, соревнования занимали не всё время. Было организовано несколько экскурсий – посещение местных школ, достопримечательностей, Казанского Кремля, Университета. Что касается школ, они ничем не уступали московским. Может быть, это и были «потёмкинские деревни», но, во всяком случае, мне очень понравились взаимоотношения детей и педагогов. В каждой школе показывались номера самодеятельности и национальные танцы, что свидетельствует, насколько им хотелось оставить у участников олимпиады хорошее впечатление. Вообще, как я заметил, чем более местность далека от столицы и чем беднее она, тем патриотичнее и приветливее население. Вот такая «историческая закономерность».

            Если честно, мне с самого начала не очень нравилась идея ехать настолько далеко на восток. Я не рассчитывал оказаться в современном мегаполисе с развитой инфраструктурой, в красивом и ухоженном городе. По всем правилам написания сочинений я сейчас должен был бы сказать, что все мои предубеждения не оправдались, но это не соответствовало бы истине. Казань оказалась как раз такой, как я себе представлял: сравнительно большим городом с красивыми, хотя и безнадёжно  обветшалыми  двух- и трёхэтажными домами, в основном построенным в начале двадцатого века в стиле эклектики или модерна. Интересно заметить, что количество дореволюционных домов в Казани не намного меньше, чем во всей Москве – это свидетельствует о том, что, скорее всего, здесь их почти не сносили.

Если в Москве дороги считаются гораздо хуже европейских, то в Казани  они ещё хуже московских, и старинный автобус марки «ПАЗ», обычно используемый в Москве только дорожными службами и похоронным агентством «Ритуал»,  всегда особенно жёстко реагировал на неровности дороги. Вообще весь транспорт в Казани радикально отличался от московского – и сорокалетние трамваи, грохочущие хуже петербургских, и даже средства личного передвижения – как правило, старые автомобили. За всю поездку я видел только один пятисотый Мерседес – около дворца президента в местном Кремле.

           В этом описании нет никакого снобизма. Это просто личные впечатления, которые подтверждают известную мысль: Москва – это ещё не вся Россия, и нашей стране неизбежно предстоит проделать большой путь по выравниванию условий жизни: либо столица, в которой сосредоточены 90% банковских капиталов, должна поделиться с многочисленными окраинами своими не менее многочисленными богатствами, либо окраины дорастут до столичных стандартов цивилизации.

            Мне, конечно, хочется надеяться на второе.

 

Май 2004 г.

< Пред.   След. >
С именем Островского

Школа на Житной, 6
с углубленным изучением английского языка
имени А.Н. Островского
(структурное подразделение ГБОУ Школа № 627)


Прошлое и настоящее
НАШЕЙ ШКОЛЫ




Последние статьи
Популярное