Главная arrow ПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА arrow Учебно-методические материалы arrow ПОДГОТОВКА к ЕГЭ по русскому языку 2011. Блок текстов о природе
Friday, 29 March 2024
Главное меню
Статистика

Победитель
I Всероссийского конкурса
в абсолютной номинации
«Лучший школьный сайт
2007-2008»




Городской центр профессионального развития

Блог школьного Всезнайки

Видеоуроки по самым разным направлениям работы в Adobe Photoshop



Время: 08:57
ВСЕГО -
Пользователей:
15161
Статей: 1599
Ссылок: 51


 
Web На сайте школы 1262
Главная ФОТОальбом Ссылки Поиск Форум Контакты

ПОДГОТОВКА к ЕГЭ по русскому языку 2011. Блок текстов о природе Версия для печати
Рейтинг: / 31
ХудшаяЛучшая 
Saturday, 19 February 2011

Блок текстов о природе

Группа 1.

а)  КРУПИН «СБРОСЬ МЕШОК»

б)  ПРИШВИН. «ГОЛУБАЯ СТРЕКОЗА»

в)  ЯМПОЛЬСКИЙ «ТОПОЛЬ»

Все три текста можно считать почти одинаковыми по проблеме и позиции автора.

Проблема:  проблема воздействия природы на человека

Позиция автора ( в разных текста слегка видоизмененная): умение видеть красоту природы делает человека счастливым.

                        умение видеть красоту природы придает силы и даже исцеляет

                  природа выступает как друг, помогает преодолеть одиночество, учит мудрости жизни.

Аргументы:

1)                         Рассказ Пришвина «Голубая стрекоза». Пересказать и сделать вывод: красота природы может не только делать человека счастливее, но и придавать ему силы для борьбы  с приближающейся смертью.

2)                         О Генри. «Последний лист» (посмотреть имена героев, пересказать и сделать вывод: красота природы может не только делать человека счастливее, но и придавать ему силы для борьбы  с приближающейся смертью.

3)                         Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива» (знать то, что перечисляет Лермонтов в пейзаже по словосочетаниям, а последнюю строфу приводить наизусть со знаками препинания).

4)                         Ямпольский. «Тополь» (кратко пересказать, сделать вывод)

5)                         Крупин «Сбрось мешок» (кратко пересказать, сделать вывод)

6)                         Айтматов. «Материнское поле»(прочитать хотя бы в кратком содержании)

Основной мотив всей повести – разговор героини с полем. Поле сопровождает ее всю жизнь, оно становится свидетелем ее счастья с любимым, к нему она обращается за советом, ему поверяет свое горе. Она, отдавшая войне трех сыновей и мужа, лишившаяся невестки, которая ей была как дочь, черпает силы в природе, в мудром поле, обновляющемся и расцветающем каждую весну.

7)                         Фет. Стихотворение «Учись у них - у дуба, у березы» ( прочитайте и сделайте вывод: природа учит человека терпению и надежде, она стойко переносит морозы (вставить цитату) и ждет весны. Последнюю строфу лучше выучить наизусть с правильными знаками) 

Группа 2.

а)  ЛИХАЧЕВ. О ВЗАИМОВЛИЯНИИ ДВУХ КУЛЬТУР

Проблема: проблема взаимодействия человека и природы.

Позиция: отношения природы и человека строятся по принципу взаимовлияния двух культур, каждая из которых развивается, обогащаясь за счет другой.

Аргументы: (лучше всего эту мысль доказывать, как и Лихачев, на примере пейзажа)

1)                 Пушкин. Стихотворение «Деревня».

 (Выбрать и выучить несколько словосочетаний, которые свидетельствуют о красоте природы, облагороженной человеческой рукой. Картину лазурных озер  украшает парус «рыбаря». Поля и нивы, берега с разбросанными хатами и мельницами,  и это  ничуть не портит окружающий ландшафт, а только делает его более живым и полным движения. ).

2)                 Гоголь. Поэма «Мертвые души». Глава 6. Сад Плюшкина.

«Словом, всё было как-то пустынно- хорошо, как не выдумать ни природе, ни искусству, но как бывает только тогда, когда они соединятся вместе, когда по нагроможденному, часто без толку, труду человека пройдет окончательным резцом своим природа, облегчит тяжелые массы, уничтожит грубоощутительную правильность и нищенские прорехи, сквозь которые проглядывает нескрытый, нагой план, и даст чудную теплоту всему, что создалось в хладе размеренной чистоты и опрятности».

 Мысль Гоголя полностью совпадает с мыслью Лихачева. Именно взаимное влияние: ни природа, ни человек не могут «выдумать» такой красоты, только сообща, «план», созданный человеком,  должен быть усовершенствован «окончательным резцом природы»

3)          М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Родина». (Выбрать и выучить несколько словосочетаний, которые свидетельствуют о красоте природы, облагороженной человеческой рукой. Степи, безбрежные леса, реки, подобные морям, а рядом огни деревень, дымок спаленной жнивы,, ночующий  в степи обоз. Не будь этих признаков присутствия человека, природа казалась бы мертвой, дикой и неухоженной.)

Группа 3.

а)Отрывок из повести В. СОЛОУХИНА «ТРАВА».

Цитаты : 1) Лермонтов «родина», Блок «Осенняя любовь», 3)Тоже Блок «Пойми же, я  спутал, я спутал…»

Проблема: проблема взаимоотношения человека и природы.

Позиция: 1)информация, которую дарит нам природа, ненавязчивая и ласковая;

2) минуты уединения человека с небом похожи на минуты творчества и молитвы, это минуты великих открытий и прозрений. (выбираете только одну позицию)

Аргументы к первой позиции:

а) А. Фет. Стихотворение «Учись у них - у дуба, у березы» ( прочитайте и сделайте вывод: Природная информация настолько тактична, что нужна чуткость, чтобы ее услышать, однако все-таки природа может служить источником информации, примером мудрости, в этом стихотворении поэт говорит о том, что она учит человека терпению и надежде, она стойко переносит морозы (вставить цитату) и ждет весны.

б) Ф.И.Тютчев «Не то, что мните вы, природа»

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык...

Тютчев называет глухонемыми тех, кто не слышит и не понимает язык природы, ту сладостную «информацию», которую она нам дарит. Не ощущать голос природы, голос этого «органа» – значит, по Тютчеву, жить как впотьмах, в сером мире, не зная ни солнца, ни морских волн, ни звезд, ни грозы.

Аргументы ко второй позиции:

а) Л. Н.Толстой «Война и мир» Том первый. Часть третья. Глава XVI и XIX.

Раненный под Аустерлицем князь Андрей смотрит в высокое, бесконечное небо и вдруг осознает, что все его прежние мечты о славе, о народной любви – ничто по сравнению с этим небом. «Как же я не видал прежде этого высоко, бесконечного неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба». Наполеон, его кумир, показался ему «маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом».

 б)Айтматов «Материнское поле». Главка 2.

Толгонай, уже пожилая женщина, вспоминает себя, семнадцатилетнюю, и своего любимого Суванкула. «Может быть, всего один раз и была  такая  ночь.  В полночь, в самую полную пору ночи, я глянула на небо и увидела  Дорогу  Соломщика  -  Млечный Путь простирался через весь небосклон широкой  серебристой  полосой  среди  звезд». Ей кажется, что это прошел добрый могучий хлебороб с охапкой соломы, оставляя за собой след от просыпавшего зерна. Она видит в этом небесном хлеборобе  своего будущего мужа,  сердце трепещет от предчувствия будущего счастья, и кажется, что небо и земля счастливы вместе с ней.

Группа 4.

Текст № 7 из сб. Егораевой. Автор Николай НИКОНОВ. СТАТЬЯ «ЗАКОН МИЛОСЕРДИЯ»

Проблема: проблема отношения человека к Земле.

Позиция: «Неразумие и немилость к Земле – немилосердие к самим себе». Никонов считает, что бездумное, потребительское отношение к земле недопустимо, оно приведет к немыслимым по масштабу трагическим последствиям, и тогда уже ничто не поможет человеку.

Аргументы:

1)      В. Астафьев. Повесть «Царь-рыба». (надо прочитать хотя бы в кратком пересказе)

Человек, по мысли Астафьева, перестал вести себя как мудрый хозяин, превратился в гостя на собственной земле или же в равнодушного и агрессивного захватчика, который за выгодой сегодняшнего дня не способен увидеть проблемы, ожидающие его в будущем.

Георгий Герцев чужой в тайге, ему кажется, что он властелин природы, но природа жестоко мстит ему, он погибает в тайге. Астафьев самим названием повести расставляет все по местам: не человек – царь природы, он лишь ее создание. Если он забудет об этом  и начнет уничтожать свой дом, то рано или поздно он  потеряет все, как случилось со свиньей под дубом в известной басне Крылова.

2)      Б.Васильев. Повесть « Не стреляйте белых лебедей» (надо прочитать хотя бы в сокращении).

Б.Васильев вкладывает в уста своего героя, Егора Полушкина, лесника, убитого браконьерами, такие слова: «Все мы в одном доме живем, да не все хозяева. Почему такое положение? С одной стороны, вроде учат: природа-дом родной. А что с другой стороны имеем? А имеем покорение природы. А природа, она все покуда терпит. Она молчком умирает, долголетно. И никакой человек не царь ей, природе-то. Не царь, вредно это — царем-то зваться. Сын он ее, старший сыночек. Так разумным же будь, не вгоняй в гроб мамоньку» Эти слова целиком и полностью подтверждают мысль Никонова. И герои повести делятся на тех, кто любит все живое ( сын Егора Колька, отдавший и компас, и удочку, только чтобы сосед его, Вовка, не топил щенка, лесничий Шувалов), и на жестоких варваров, готовых ради денег погубить липовый вековечный лес, содрав с деревьев кору и сдав за полтину пуд, или просто ради прихоти взорвать Лебяжье озеро и отведать вареных лебедей – царскую еду. Только бережное, ласковое отношение к природе может дать человеку надежду на будущее.

3) Личный опыт: Статья, опубликованная на экологическом сайте:

Мы уже рассказывали об огромном острове из мусора, который образовался благодаря системе океанских течений и безответственному отношению людей к природе и водным ресурсам. Печально, но этот "Великий Тихоокеанский мусорный материк", расположенный между Гавайями и Калифорнией, с каждым годом продолжает разрастаться...Площадь мусорного острова варьирует от 700 тысяч до 15 миллионов квадратных километров. 80% мусора происходит из наземных источников, а 20% выбрасывается с палуб кораблей.

Вывод: Проблема загрязнения мирового океана как бытовым мусором, так и нефтепродуктами становится очень актуальной в последнее время., и если человечество не предпримет определенные меры, то мы лишимся всего, что дают нам моря. Кроме того, от состояния океанов и морей зависит и состояние материков, в частности, климата на всей планете.

< Пред.
С именем Островского

Школа на Житной, 6
с углубленным изучением английского языка
имени А.Н. Островского
(структурное подразделение ГБОУ Школа № 627)


Прошлое и настоящее
НАШЕЙ ШКОЛЫ